С этого года специалисты готовят документы для включения горлового пения в список культурного наследия ЮНЕСКО. И Кузбасс к сохранению этого наследия имеет прямое отношение: у нас живёт мысковчанка Чылтыс ТАННАГАШЕВА, единственная в своём роде женщина, владеющая искусством горлового пения.
Духов нужно уважать.
– Чылтыс, для шорских женщин горловое пение — редкость. Петь им, насколько знаю, запрещают: по поверьям, это может плохо сказаться на будущем потомстве. Как вы оцениваете эти запреты и свой дар?
– Действительно, запреты на горловое пение женщин были. Но время не стоит на месте, всё сейчас меняется, в том числе сознание. Мир по-другому смотрит на таких исполнительниц. Шорские мужчины тоже стали более лояльными к этому виду женского творчества. А пою я ещё и потому, что в горловом пении у меня физическая потребность – тревожат духи наших предков.
К тому же горловых певцов мужчин в Горной Шории не осталось вообще. Подлинным последним шорским кайчи-сказителем, который в учёном мире оставил больше 40 сказаний (одно обычно содержит несколько тысяч строк, которые рассказывали по нескольку дней и нескольку ночей), был Владимир Таннагашев, но он трагически погиб в 2007 году. После него ни одного мужчину у нас я не слышала, который бы пел горловым пением. Конечно, в мире они есть, но всё-таки истинная родина горлового пения – Республика Тыва, Алтай, Горная Шория, Хакасия, Монголия, отчасти Башкирия.
В последнее время течение горлового пения стало популярным – его перенимают казахи, японцы, европейцы, американцы, китайцы и многие другие народы, не имеющие к нему никакого отношения. Они специально приезжают в Сибирь и тщательно изучают сакральное искусство наших предков (если честно, я против этого, потому что этот жанр имеет некую другую роль при исполнении). В 2015 году мне довелось быть участницей международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии» в Тыве, куда съехались исполнители и гости со всего мира. Но у иностранцев выражение горлового пения искусственное, а мы говорим на языке предков, исполняя сказания и песни горлом.
– В вашем поколении были шаманы. Выходит, что сила предков действительно передаётся. В чём она проявляется?
– Точно сказать, в чём проявляется моя сила, я не могу, но постоянно ощущаю духов рядом с собой – во снах, в реальной жизни, внутри себя. Я вижу какие-то знаки, которые пытаюсь верно трактовать, а если делаю что-то не то, духи меня хорошенько наказывают. До 2003 года я была обычным человеком: как и все молодые девушки, я веселилась, любила и страдала. Но однажды попала в аварию, пережив небольшую клиническую смерть. Когда очнулась, ясность ума пришла не сразу, постепенно начало переворачиваться сознание. Я начала заниматься музыкой, причём до этого совершенно ею не интересовалась. На это меня сподвигла наша шорская поэтесса Таяна Тудегешева, которая по сей день остаётся для меня духовным наставником. И это был знак.
По родовой линии моего отца действительно были великие шаманы, в том числе женщины-шаманки. Старший брат моего отца Владимир Егорович Таннагашев как-то рассказывал легенду про нашу прапрабабку Кам Торгу, которая уничтожила всю деревню, вызвав ураган, потому что там украли её любимую единственную дочку. Вот тогда я стала интересоваться своей родословной, часто приходила к нему в гости и с упоением заслушивалась шорскими легендами, сказаниями, преданиями, которые исполнял мой дядя. Это заставило меня посмотреть на мир другими глазами.
В культуре шорцев самыми почитаемыми являются духи предков, которые отвечают за нашу генетику. Их по возможности нужно кормить, разговаривать с ними и уважительно к ним относиться. И, конечно, есть земные ипостаси, которые нужно почитать: дух воды Суг Ээзи, дух матери огня От Эне, дух горы Таг Ээзи и многие другие, духи небесные (Ульген, Умай Эне и т. д), а также подземные (Эрлик-хан).
– О чём ваши песни? Мне показалось, что многие из них немного грустные.
– Мои первые песни были и есть о мировоззрении моего народа и получались какими-то трансово-шаманскими, в некоторых из них присутствовали отрывки из сказаний. Конечно, есть и песни других жанров, тема любви, шуточные, страдания и т. д. Иногда над песнями могу думать по несколько лет, и только потом приходит муза, иногда музыка складывается сразу. Второй диск, который планирую выпустить в середине ноября, будет более лёгкий, эстрадный. Музыку я пишу сама, тексты же в основном мне пишет Таяна Тудегешева.
Полное интервью с Чылтыс Таннагашевой, по ссылке: kuzbass.aif.ru